Четыре народа
Каждый из народов, населяющих Вселенную Аватара, имеет свой прототип в нашем мире.

Народ Воды
Этот народ символизирует собой народы севера Азии и народы населяющие север Канады и Аляску. Эта схожесть проявляется в одежде, в быту, в жилищах. Для них главной движущей силой является Вода как символ жизни, поэтому это мирный народ, не имеющий никаких территориальных амбиций. Они получили свое мастерство управления водой от Луны, которая, как известно управляет приливами и отливами. Их магия особенно сильна ночью, что и не удивительно учитывая продолжительность световового дня на полюсах, где собственно и обитают племена данного народа (однако во вселенной Аватара световой день на полюсах идентичен продолжительности дня в районе экватора, что говорит в пользу теории о плоском мире, единой горизонтальной реальности). Несмотря на свою миролюбивость это - прирожденные воины, что неоднократно будет доказано на протяжении всей истории. Ещё есть представители магии воды живущие на болотах главного континента.

Народ Воздуха
Следует сразу отметить, что этот народ не имеет своего отдельного государства, а обитает в четырех Храмах Воздуха, расположенных в разных частях света. Это монахи. И каждый их представитель обладает способностью к магии Воздуха. Народ Воздуха берет свое происхождение от тибетских монахов. Здесь взято буквально все. И одежда, и внешний облик, и разделение мужчин и женщин. Два храма (Северный и Южный) были чисто мужскими, и два - чисто женскими (Западный и Восточный). Монахи очень миролюбивы, они не вмешиваются в дела других народов, часто медитируют, исключительно духовны, про них мало что известно другим племенам, потому что они ведут очень закрытый уединенный образ жизни.

Народ Земли
Царство Земли представляет из себя огромное царство, занимающее целый материк. Этот народ представлен огромным количеством племен, порой отличающихся друг от друга во всем. Это самый многочисленный народ во Вселенной Аватара. Несложно догадаться, что народ Земли списан с Древнего Китая. Это очень четко прослеживается и в том, где обитает Царь Земли. Его дворец это целый комплекс сооружений, огражденный огромным количеством стен и являющийся центром столицы королевства Земли. Царский дворец направляет нас к Запретному городу китайских императоров. Также отличает этот народ и то, что его возглавляет человек, мало что знающий о реальности и не владеющий магией Земли. Он даже не знает про войну, которая длится уже более ста лет. Он не знает и не видит даже того, что творится у него под носом. Его мыслями управляют чиновники, бюрократия.

Народ Огня
Это наиболее агрессивный, немиролюбивый народ. Их правители вот уже сто лет ведут войну с остальными племенами, чтобы установить свое господство над всем миром. Ими движет алчность, тщеславие, жажда полной ни чем неограниченной власти. Этот народ символизирует Японию времен самураев. Здесь также есть верховный правитель (Хозяин Огня, являющийся одновременно сильнейшим магом Огня, чем собственно и обусловлена его власть), страна состоит из островов, на которых множество вулканов. Вся жизнь людей, все производство, все направлено на поддержание армии, ее боевого духа, ее силы. Народ Огня не остановится, пока не покорит весь мир.

Аватар
Аватар (англ. Avatar) в мультсериале «Аватар — Легенда об Аанге» — воплощение в человеке всех четырех стихий. Аватар рождается раз в поколение согласно циклу времен года. Каждому из народов, населяющих вселенную Аватара, соответствует определенное время года:
племени Воды - зима,
народу Земли - весна,
людям Огня - лето,
Воздушным кочевникам - осень.

Таким образом, цикл смены Аватара представляет собой следующий порядок:
1. Племя Воды
2. Народ Земли
3. Люди Огня
4. Воздушные кочевники
Во время событий, описанных в сериале, воплощением Аватара является Аанг (последний представитель магов Воздуха, безжалостно истребленных в начале войны людьми Огня). Аангу удалось выжить благодаря тому, что он, испугавшись своего предназначения, сбежал, но оказался заточенным в ледяной глыбе на сто лет. У каждого народа есть специальные мудрецы (старейшины), которые могут распознать будущего Аватара с самого детства. Сообщают об этом ему в канун его совершеннолетия после смерти предыдущего воплощения.

После этого Аватар должен на многие годы удалиться от своей обычной жизни и посвятить их покорению всех стихий, кроме своей титульной, владение которой он развивал, будучи еще не посвященным в свою истинную сущность. Покорение стихий проходит в том же порядке, что и цикл Аватара. Это необходимо для того, чтобы новый Аватар постигал все премудрости овладевания и покорения стихий в определенной последовательности,­ нарушение которой ведет к тяжелым последствиям как и для него самого, так и для окружающих. Например, Огонь идет всегда после Земли, что позволяет сохранить внутреннюю устойчивость перед необузданностью и мощью Огня. Исключение делается только для Аватаров, воплощенных в магах Огня.

Роль Аватара
Роль Аватара заключается в первую очередь в сохранении баланса стихий во вселенной Аватара. Он должен предостерегать любые попытки какой бы то ни было нации к порабощению других или возвышению над ними. Будучи сильнейшим магом своего времени и обладающим поистине уникальными способностями, Аватар справляется со своей задачей. И только коварство отдельных представителей народов вселенной Аватара способно помешать сохранению баланса в мире.
Также Аватар служит связующим звеном между миром людей и миром духов. Он способен во время медитации переходить в мир духов, общаться с ними, просить помощи, совета. Духи, как правило, не воспринимают конкретное воплощение Аватара, а относятся к нему, как к конкретной сущности, где человеческое воплощение не играет принципиальной роли.

Состояние Аватара
Состояние Аватара — это кратковременный переход Аватара в особое состояние, когда в нем объединяется вся мощь его предыдущих воплощений. В этом состоянии Аватар исключительно могущественен, покорение стихий происходит на подсознательном уровне. Также в этом состоянии Аватар способен вызывать в наш мир духов и использовать их мощь против тех, кто посмел пытаться нарушить баланс или угрожать жизни самого Аватара.
Переход в состояние Аватара происходит в моменты сильных переживаний: страха, злости, и практически является неуправляемым. Для того, чтобы научиться контролировать это состояние и переход в него, Аватару необходимо преодолеть несколько ступеней самопознания и самоочищения. Он должен отринуть свои обычные переживания, страхи, сомнения, эмоции, страсти - все, что каким-то образом влияет на его внутреннюю гармонию. Состояние Аватара является квинтэсенцией идеи Аватара вообще, так как в это время в Аватаре объединяются знания и умения всех его прежних ипостасей. При переходе в состояние аватара выходить на первый план могут и прежние личности Аватара - как, например, Аанг на краткое время был замещен Киоши и Року.
Главной слабостью Аватара является то, что будучи максимально сильным в состоянии Аватара, он одновременно подвержен и самой главной опасности. Если Аватар будет убит в состоянии Аватара, то цикл прекратится и Аватаров больше не будет со всеми вытекающими из этого последствиями. Смерть в обычном состоянии приведет к рождению нового Аватара согласно циклу. Поэтому переход в состояние Аватара всегда является очень сложным, а Аватар, овладевший им, должен всегда помнить про риск и свою ответственность перед миром.

Известные Аватары
Аанг
Аанг — юный Аватар. Нынешнее воплощение. Маг Воздуха. Сто лет провел в ледяной глыбе, поэтому про войну знает мало. Его исчезновение дало возможность людям Огня начать войну. Народ Аанга был уничтожен в первые месяцы войны, поэтому все считали Аватара утерянным. Во время событий сериала предпринимает очень рискованное путешествие, в котором его сопровождают Катара и Сокка. Целью путешествия является обучение остальным стихиям, свержение Хозяина Огня и возвращение в мир баланса и гармонии. Его учителями становятся такие же молодые люди, как и он сам, что косвенно свидетельствует о зарождении нового мира, где не будет войны, и все снова будут жить в гармонии друг с другом.

Року
Року — предыдущее воплощение Аватара. Лучший друг Созина и прадед Зуко по материнской линии. Созин бросил погибать его в жерле вулкана, когда Року отказался помогать ему в воплощении его завоевательских амбиций. Року — маг Огня. Его животным является дракон. Он появляется в виде духа и сопровождает Аанга на протяжении всего путешествия. Дает ему советы, помогает преодолеть сомнения и внутренние противоречия. Во время медитаций Аанга может являться другим людям. Как правило, Аанг этих переходов не помнит, что может свидетельствовать о том, что он на время овладевает его телом.

Киоши
Киоши — маг Земли. Про нее известно довольно мало. Она воспользовалась своими способностями, чтобы создать остров Киоши, жители которого пытаются сохранить нейтралитет по отношению к воюющим сторонам. Обладала ростом выше обычного. Об этом свидетельствует размер ее одежды, хранящийся в храме Аватара на острове Киоши. О ее смерти ничего неизвестно, из чего можно сделать вывод, что она умерла своей смертью. Аанг несколько раз обращается к ней, чтобы разрешить давнее противоречие одного из многочисленных племен Земли. Также Аанг спрашивает у нее совета относительно того, как он должен поступить с Озаем во время их финальной битвы.

Курук
Курук — маг Воды. Появляется в виде призрака в последних сериях 3 сезона и дает совет наряду с другими аватарами Аангу как поступить с Хозяином огня Озаем. Примечателен тем, что древний дух Коул, с которым Аанг сталкивается в конце первой книги, украл в прошлом лицо любимой Курука. Судя по всему,Курук не смог убить Коула или заставить вернуть лицо. Однако этот эпизод не совпадает хронологически, так как Коул сообщил, что Курук приходил к нему 500-600 лет назад, что несопоставимо с продолжительностью жизни людей и не могло происходить в то время даже с учетом того что Аанг был 100 лет в ледяной глыбе.

Йанг Чин
Йанг Чин — маг Воздуха, аватар перед Куруком. Появляется в серии "Царь-Феникс" чтобы дать совет Аангу как поступить с Хозяином огня Озаем. Она была монахиней из Западного храма Воздуха. Ее изображения и статуи огромного размера в позе Лотоса изобилуют в других храмах Воздуха.

Магия
Существует несколько основных стилей магии.

Магия Воды
Магия Воды. Является воплощением взаимодействия между Океаном и Луной, духи которых символизируют равновесие. Чтобы овладеть магией Воды нужно понять идею Ци, идею жизненной энергии, которая присутствует в каждом живом существе. Она течет, переливается. Именно управление этой энергией дает силу магам Воды. Их главным учителем является Луна. С ее помощью они обретают наивысшую мощь, поэтому ночью маги Воды непобедимы. Этот стиль берет начало от стиля кунг-фу Тай-Чи, основной философией которого является бой без боя. Движения максимально плавные.

Магия Воздуха
Магия Воздуха. Маг Воздуха умеет увернуться и обратить силу противника против него самого. Магия Воздуха неагрессивна, направлена на сохранение баланса. Она не предполагает атакующего агрессивного стиля. Маги Воздуха учились у летающих бизонов, они переняли от них умение управлять воздушным потоком, чтобы летать. Примечательно, что большинство движений напоминают раздел кунг-фу, стиль Бацзицюань.

Магия Земли
Магия Земли. Владеющие этой магией воины всегда очень сильны и неуступчивы, как сама земля. Чувствуя свою укоренненость в земле, черпая из нее силы, подавляющее большинство народа земли даже не носит обуви. Они пособны выдержать любую атаку, имеют способность к терраформингу. Магия Земли имеет ярко выраженный защитный стиль. Атака мага Земли, как правило, завершает поединок, поскольку противопоставить огромным глыбам, камням (излюбленное оружие) другим племенам просто нечего. Их слабость может заключаться в том, что для магии им нужна Земля, точнее они должные ее ощущать. Лишив их этой возможности, например заковав в металл, мага Земли можно легко сокрушить. Учились первые маги Земли у животных кротобарсуков, которые умели управлять землей и ее изменением. Наблюдая за ними, люди научились повторять это за ними. Стиль кунг-фу взятый за основу движении магии земли — хунгар.

Магия Огня
Магия Огня. Самая агрессивная воинственная стихия. Движения, используемые для атак очень схожи с движениями из разных разделов Карате. Маги Огня привыкли атаковать первыми, они способны уничтожать целые города, деревни. Энергия для управления огнем происходит от дыхания, от внутренней энергии. Для мага Огня главное не внешняя сила, а внутрення мощь, сила духа. Это атакующий стиль. Учителями магов Огня были Драконы. И для того, чтобы секреты магии Огня оставались неизвестны племя Огня в лучших традициях истребило всех драконов. Осталось только двое, но они надежно спрятаны, чтоб сохранить их жизни. Особую силу и мощь им предает Солнце. Хозяин Огня Созин развязал войну, когда возле Земли пролетала комета (названная впоследствии кометой Созина), что придало магам Огня неимоверной силы, и их первый удар был так силен, что ни одно из племен ничего не смогло противопоставить. Теперь маги Огня снова ждут комету, чтобы завершить войну, сокрушив страну Земли. Единственной слабостью магов Огня является Солнечное затмение, во время которого они утрачивают свои способности.

Магия Духов
Во вселенной Аватара существует также магия духов, свойственная только Духам. Она работает как в реальном мире, так и в мире Духов, где не дейстует никакая другая магия. В сериале склонность к этому виду магии проявляют мистические существа: дух Хей Бай, хранитель леса в царстве Земли, Цветная Леди - призрак, живущий на реке в царстве Огня ( Цветная Леди), дух Коул. В основном магия сводится к управлению светом, использует давление света или создает световые эффекты. Духи в мире Аватара могут использвоать и другую магию, например, Бан Ши Тонг сообщал, что владеет всеми видами водной магии, а Туи и Ла стали основателями магии Воды, однако магия Духов свойственная только духам и для людей недоступна.